ДОКЛАД Министра здравоохранения В.А. Пелеганчука на IV съезде врачей Республики Алтай
Размер:
а A A
Цвет: С С С
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

Бюджетное учреждение здравоохранения Республики Алтай
"Майминская районная больница"

ДОКЛАД Министра здравоохранения В.А. Пелеганчука на IV съезде врачей Республики Алтай

19

Четверг,  21  Декабрь  2017

ДОКЛАД Министра здравоохранения В.А. Пелеганчука на IV съезде врачей Республики Алтай

ДОКЛАД

Министра здравоохранения В.А. Пелеганчука

на IV съезде врачей Республики Алтай

 

Прошло 4 года от  III съезда врачей Республики Алтай, на котором была принята Концепция развития здравоохранения Республики Алтай на 2014-2017 годы. В рамках выполнения решений съезда проводились основные организационные мероприятия прошедших 4 лет. Сегодня пришел этап анализа этого 4-х летнего периода работы.

 

Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Здравоохранение, образование, жилье. Именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. В конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала».

        

В подведомственных органах здравоохранения Республики Алтай функционируют 29 организаций, из них 26 медицинских организаций, в том числе оказывающих медицинскую помощь в сельской местности 12 (включая Дом ребенка), автономных организаций – 4, казенных учреждений – 1. Структурно-обособленных подразделений при районных больницах: Участковых больниц (УБ) – 10, Амбулаторий, в т.ч. врачебных (ВА) – 18, Фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) – 133.

 

По состоянию на 1 января 2017 года в организациях здравоохранения  работают 840 врачей, из которых 386 работают в лечебных организациях расположенных в сельской местности. Обеспеченность врачами на 10,0 т.н. составила – 39,0 (РФ2016 – 37,2; СФО2016 – 37,7). Обеспеченность врачами в сельской местности – 25,3, что почти вдвое выше, чем в среднем по РФ2016 (14,7).

Средний медицинский персонал составляет  2586, из которых 1403 работают в сельской местности. Обеспеченность средними медработниками на 10,0 т.н. составила – 120,2 (РФ2016 – 88,2; СФО2016 – 93,9). По селу - 92,1 это также существенно выше, чем в среднем по РФ2016 (54,5). Мы вправе ожидать, соответствующих качественных результатов от медицинских работников сельского здравоохранения.

Сегодня в Республике Алтай развернуто 1612 круглосуточных коек. Показатель на 10 т.н. составил  74,9 (РФ2016 — 73,3; СФО2016 — 80,1). Количество коек дневного пребывания и составило 467, показатель на 10 т.н. – 21,8 (РФ2016 — 17,2; СФО2016 — 18,2;). Сегодня соотношение коек круглосуточного и дневного пребывания в РА можно считать оптимальным.

Задачами по реструктуризации коечного фонда до 2020 года являются: сокращение доли расходов на содержание круглосуточных коек с 57% до 50% и увеличение доли расходов на содержание коек дневного пребывания с 6% до 9%.

Медицинская помощь в амбулаторных условиях, как диагностическая, так и лечебная, должна быть полноценной заменой стационарной, а для этого необходимо существенно улучшать материально-техническую базу поликлиник и уровень теоретических знаний и практических навыков врачей поликлиник.

Демография:

В 2014 году показатель Рождаемости в Республике Алтай составлял 20,7 на 1000 населения.

По итогам 2016 года Рождаемость в республике составила – 18,1 (СФО – 15,0; РФ – 13,3). 

За 10 мес. 2017 — 16,0. Идет значительное снижение за счет провала в рождаемости в 90-х годах.

Снижение за 4 года - 24%, тем не менее, мы в пятерке самых рожающих регионов.

Общая смертность — в 2014 составляла 11,1 на 1000 нас.

По итогам 2016 года показатель составил 10,0. (СФО - 13,7; РФ - 13,3).

За 10 мес. 2017 — 9,7.

За 4 года снижение составило 13%.

План дорожной карты РА на 2017 год (11,0) – выполнен.

Естественный прирост населения

В 2014 году показатель составлял  +9,6;

По итогу 2016 года  показатель  составил +8,1;

По итогу 10 мес. 2017 года +6,3 (РФ - 0; СФО +0,8);

Снижение за 4 года – 36%.

По причинам смерти:

- 1 место: Болезни органов кровообращения - 41,4%;

от болезней системы кровообращения — в РА показатель смертности (401,4) на 35% ниже, чем по РФ. План дорожной карты РА по БСК на 2017 год (529,2) – выполнен.

- 2 место: Новообразования – 14,7%;

от новообразований (138,9) — в РА на 31% ниже, чем по РФ.
План дорожной карты РА по смертности от новообразований на 2017 год (149,6) – выполнен.

- 3 место – Травмы, отравления – 13,4%.

от травм и отравлений – (127,9 на 100 т. н.). За 4 года снижение на 43%, но это по прежнему на 22% выше, чем по РФ (РФ 2016 г. – 104,8;
СФО-119,9).

 

В смертности от внешних причин преобладают:

- Смертность от ДТП:

В 2014 году показатель составлял - 24,5 на 100 т.н.;

По итогу 2016 года  показатель  составил 13,9;

По итогу 10 мес. 2017 года – 15,5 (РФ - 10,8; СФО – 9,7)

Снижение за 4 года – на 33%, однако это по-прежнему существенно выше, чем по РФ и СФО.

План дорожной карты РА по смертности от ДТП на 2017 год (15,0) – не выполнен.

Наиболее неблагоприятная обстановка сложилась в Улаганском (58,0), Турочакском (54,2), Шебалинском (29,1) районах.

 

- Смертность от суицидов:

В 2014 году показатель составлял – 59,7 на 100 т.н.;

По итогу 2016 года  показатель  составил 38,0;

По итогу 10 мес. 2017 года – 34,8 (РФ – 15,6; СФО – 24,3)

Снижение за 4 года – на 40%, однако это по-прежнему существенно выше, чем по РФ и СФО.

План дорожной карты РА смертности от суицидов на 2017 год (50,6) – выполнен.

Наиболее неблагоприятная обстановка в Усть-Коксинском (97,7), Чойском (79,6), Турочакском (65,1) районах.

 

- Смертность от алкогольных отравлений:

В 2014 году показатель составлял – 21,6 на 100 т.н.;

По итогу 2016 года  показатель  составил 9,7;

По итогу 10 мес. 2017 года – 12,1 (РФ – 5,7; СФО – 6,8)

Снижение за 4 года – на 49%, однако это по-прежнему выше, чем по РФ и СФО.

Наиболее неблагоприятная обстановка в Турочакском (32,5), Майминском (16,2) районах и в г. Горно-Алтайске (14,7).

 

- Смертность от туберкулеза:

В 2014 году показатель составлял – 11,8 на 100 т.н.;

По итогу 2016 года  показатель  составил 6,0;

По итогу 10 мес. 2017 года – 7,7 (РФ – 7,5; СФО – 15,2)

Снижение за 4 года – на 27%.

План дорожной карты РА смертности от туберкулеза на 2017 год (15,2) – выполнен.

Туберкулез:

Несмотря на неплохие показатели по заболеваемости и смертности по туберкулезу конечно же есть и определенные проблемы.  Так по итогам 2016 года, среди впервые выявленных больных туберкулёзом 30% не проходили флюорографический осмотр более 2 лет. За 10 месяцев 2017 года 18% впервые выявленных туберкулёзом больных составили больные с тяжелыми формами туберкулёза с бактериовыделением.

 Эффективность лечения снизилась, абациллирование пролеченных контингентов составил всего 41,7%. Из-за длительного курса лечения с множеством побочных реакций организма, низкой мотивации пациентов к лечению, низкой хирургической активности - отрывы от лечения больных с туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя (МЛУ-ТБ) достигли 24,0%, вместо рекомендуемого показателя 10,0%. 

Предложения:

1.                Планирование и организацию проведения профилактических осмотров населения с целью выявления туберкулёза осуществлять в соответствии СанПиН 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулёза» и Приказа МЗ РА от 21.03.2017 года №124 «Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулёза».

2.                Обеспечить ведение Федерального регистра больных туберкулёзом на всех этапах лечебно-диагностического процесса.

     Разработать и утвердить систему медико-социального сопровождения больных туберкулёзом, особенно больных с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ-ТБ) и широкой лекарственной устойчивостью (ШЛУ-ТБ) возбудителя, больных с сочетанной патологией ВИЧ+туберкулёз.

3.                Организовать отделение паллиативной медицинской помощи для инкурабельных больных с хроническими формами туберкулёза, представляющих наибольшую опасность в эпидемиологическом отношении.

 

Младенческая смертность является общепризнанным критерием оценки эффективности репродуктивно-демографического развития и индикатором социально-экономического благополучия общества. В соответствии с концепцией демографической политики РФ на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента РФ (от 09.10.2007 г., № 1351) важнейшими задачами демографической политики в стране является сокращение уровня младенческой смертности не менее чем в два раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков.

Основываясь на нормативно-директивных и методических документах, Минздрав Республики Алтай приступил к разработке региональной комплексной целевой программы «Совершенствование медицинской помощи детям первого года жизни в Республике Алтай», направленной в первую очередь на решение проблем, определяющих причины младенческой смертности.

В 2016 году, уровень показателя по Республике Алтай в 2016 году превысил среднероссийский показатель на 40%.   В структуре младенческой смертности по возрастным периодам ведущее место занимает неонатальная смертность – 55,4% всех случаев смерти приходится именно на этот период. В первые 7 суток после рождения погибло 64,6% всех умерших в возрасте до 1 месяца жизни.

В структуре младенческой смертности по причинам смерти, значительное место занимают врожденные пороки развития - 20% от всех случаев смерти детей до года. Поэтому одним из важнейших приоритетов здравоохранения Республики Алтай должно стать дальнейшее развитие системы пренатальной ультразвуковой диагностики, включающей в себя организацию потоков беременных для скрининга и уточнения  окончательного ультразвукового диагноза в Республиканском перинатальном центре, повышение квалификации специалистов, занимающихся ультразвуковой диагностикой и обеспечение качественной ультразвуковой аппаратурой кабинетов ультразвуковой диагностики.

Далеко не все проблемы младенческой смертности могут решаться силами системы здравоохранения. За пять лет (2012–2016 гг.) более десяти процентов случаев смерти детей до 1 года на дому нельзя отнести к управляемым с точки зрения медицинской помощи – это тяжелые несовместимые с жизнью травмы, отравления, несчастные случаи.

Решением проблем предупреждения младенческой смертности является строительство нового корпуса Республиканского перинатального центра, где возможно решать проблемы рождения и выхаживания детей, имеющих неудовлетворительный прогноз здоровья. Новый корпус перинатального центра планируется начать строить в 2018 году.

 

Младенческая смертность до 2010 года в республике имела четкую    тенденцию к снижению и впервые за все время снизилась ниже 10,0, но с 2011 года показатель стабилизировался в пределах 9,5 – 10,0.

По итогу 2016 года  показатель  составил 10,0;

По итогу 10 мес. 2017 года – 9,15 (РФ – 6,0; СФО – 6,6)

План дорожной карты РА по младенческой смертности на 2017 год (8,7) – не выполнен.

Наиболее неблагоприятная обстановка в Чойском (38,0), Усть-Коксинском (22,1), Чемальском (16,9) районах.

 

Финансирование здравоохранения региона за последние 4 года:

 

 

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Всего

тыс. руб.

2 925,1

3 334,0

3 661,0

3 771,8

4 709,1

 

Расходы на содержание медицинских организаций Республики Алтай в 2017 году составляют 4 709 тыс. рублей (2013 – 2 925 тыс. рублей) – рост на 61%).

Ежегодно увеличивается объем средств по платежам на неработающее население, рост к 2014 году составил + 28% (тыс. руб.).

 

 

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Всего

тыс. руб.

1 072 511,5

1 509 780,5

1 410 675,6

1 370 237,4

 

Динамика заработной платы (руб.)

 

 

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Врачи

Средние медработники

45 598,80

21 853,00

45 212,80

21 824,90

45 209,95

21 855,96

46 865,60

23 104,60

 

Задача поставленная Президентом РФ о достижении заработной платы врачей до 200% по отношению к средней по экономике в регионе выполнена уже в 2014 году.

В настоящее время з/п врачей составляет 228% к средней по региону, средних м/р – 110%, младших м/р – 80%.

 

Информатизация здравоохранения

«Информационное обеспечение нужно, но не для того, чтобы пропагандировать достижения, которых пока мало, а чтобы люди лучше понимали происходящее и могли воспользоваться новыми услугами» (Путин В.В.)

С 2011 года в РФ и в РА осуществляется программа информатизации учреждений здравоохранения. Основным документом, характеризующим качество внедрения этой программы в регионах, является Дорожная карта информатизации здравоохранения.

Все медучреждения до уровня райбольниц обеспечены защищенными каналами связи устойчивой скоростью передачи данных (город – до 100 Мб, районы – от 10 до 50 Мб).

Сегодня ведется работа по подключению к МИС структурно обособленных подразделений райбольниц - УБ и СВА.

На сегодня обеспеченность АРМами в РА составляет 85% от заявленной потребности, что позволяет обеспечить полноценную работу Медицинской информационной системы во всех медорганизациях.

С 2018 года все медорганизации должны начать полноценную работу в МИС. Техническая возможность для этого полностью обеспечена, во всех медорганизациях проведена работа по обучению медработников в работе в МИС.

Все распорядительные документы по данному разделу разработаны и направлены в медорганизации. Контроль за этой работой будет постоянный, с централизованным мониторингом за всеми разделами работы. Ответственными за качеством ведения этой работы являются главные врачи и уполномоченные им  заместители. Спрос будет также жесткий.

Все разделы нашей МИС интегрированы с так называемыми федеральными компонентами. Т.е. все, что делается в нашей МИС видно и контролируется не только на уровне МЗ РА, МИАЦ, но и на федеральном уровне. Руководителям медорганизаций необходимо максимально серьезно отнестись к работе медработников в МИС.

Еще один важнейший раздел, который до сих пор недопонимают наши руководители – это соблюдение ФЗ-152 «О защите информации». Сегодня это серьезный раздел для преступной деятельности. Практически все, что касается учета, отчетности, оплаты счетов и т.д. уходит в электронные формы, вслед за этим сюда же уходит и преступность. Строжайшее исполнение этого ФЗ - обязательно к исполнению всеми руководителями МО.

Важнейшим вопросом на ближайшую перспективу является вопрос по внедрению телемедицинским технологий. Это, прежде всего, система оцифровки результатов лучевой диагностики, передача, обработка и хранение в едином архиве медицинских изображений, возможность электронной передачи этих результатов в федеральные клиники,  и получать телемедицинские консультации.

 

«Система ГЛОНАСС» – практически на весь санитарный транспорт установлена навигационная система «Глонасс» (75 автомашин). Однако в значительной части медорганизаций этот раздел руководством должным образом не контролируется и соответственно система полноценно не функционирует. Необходимо в ближайшее время привести всю систему в надлежащее состояние и в дальнейшем не допускать нарушений в её работе.

Санавиаслужба

Республика Алтай вошла в число 34 субъектов РФ, где реализуется федеральный проект «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах РФ». Проект стартовал с 19 июля 2017 года. По состоянию на 11.12.2017 выполнено 154 санитарных вылета, эвакуировано 260 пациентов, из них 31 ребенок.

В Республиканскую больницу поступило 148 человек. Так в отделение кардиологии поступило 27 человек, из них проведено 26 стентирований. В отделение неврологии поступило 26 чел. из них ОНМК 22 чел. В хирургическое отделение 16 чел., из них 9 чел. прооперированы. В отделение травматологии – 12 чел., из них 10 прооперированы. Нейрохирургия – 19 чел., из них 6 прооперированы.

Как минимум на ближайшие два года программа будет продолжена. Нам необходимо довести логистику принятия решений по санитарной авиации до полного и однозначного понимания всеми лицами, участвующими в оказании экстренной медицинской помощи. Важнейшим критерием должно стать достижение показателя госпитализации экстренных больных и пострадавших в специализированные медучреждения в первые сутки.

Динамика оказания ВМП за 4 года:

 

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

(9 мес.)

Всего

Направлено

1281

1406

1504

1320

5511

Получили ВМП

771

1020

1207

1120

4118

В 2016 году на высокотехнологичную помощь было направлено 1504 чел. (2015 – 1406 чел). Получили  помощь - 1207 чел. (2015 – 1020) жителей республики, в т.ч. 163 детей (2015 – 140).

За 9 мес. 2017 года в федеральные клиники было направлено 1320 чел., получили ВМП – 1120 чел.

Таким образом, за неполных 4 года получили ВМП 4118 больных из Республики Алтай, это 2% населения нашего региона.

В федеральных клиниках, за пределами Республики Алтай получили ВМП по профилям:

Сердечно-сосудистая хирургия - 35%;

Травматология и ортопедия – 26%; 

Нейрохирургия – 16%;

Педиатрия –7%;

Офтальмология – 6%;

Онкология – 4%.

 


Новые технологии в РБ

 

В 2013 году введен в эксплуатацию ЯМРТ.

На сегодня в Республиканской больнице широко практикуются эндохирургия. За 2016 год проведено 1436 Эндоскопических операций. в т.ч. (хирургия – 494,   урология – 184, гинекология – 157, ЛОР – 601).

Сегодня эндоскопические операции проводятся не только в стенах Ресбольницы, но и в таких районах как Шебалино и Кош-Агач, приобретены эндоскопические стойки в Турочакскую и Чемальскую райбольницы.

В 2016 году в глазном отделении на 66% увеличилось число Факоэмульсификаций катаракт – 539 операций с прекрасными результатами (2015г. - 325).

 

ВМП – Сосудистый центр

В 2016 году в Сосудистом центре пролечено  291 кардиологических и 277 неврологических пациентов.

Увеличилось количество проведенных операций в рентгеноперационной Сосудистого центра. Проведено 892 операций (2015 – 716) – рост 25%.  в том числе:

- коронароангиографий – 484 (рост на 9%);

– ангиографий церебральных сосудов – 43 (рост в 3 раза);

- аортоартериографий – 57 (рост почти вдвое);

-  стентирований коронарных сосудов – 239 (рост на 43%);

- эмболизаций маточных артерий – 48 (2015 – 44);

- эмболизаций артерий простаты – 16 (рост в 5 раз);

- стентирований сонных артерий – 5 (2015 - 4);

- тромбаспирации из интракраниальных артерий при инсульте – 2.

 

Широко практикуется тромболитическая терапия на этапах эвакуации при острых сосудистых поражениях и др.

С 2016 года в травматологическом отделении РБ на поток поставлена работа по эндопротезированию суставов. В 2016 году проведено 64 эндопротезирования суставов (2015 – 62).

Совсем недавно за этими видами медицинской помощи наши больные вынуждены были ехать в федеральные клиники страны, сегодня эта помощь стала доступна в Республике Алтай.

На 2017 год для Республики Алтай выделено 215 квот на проведение ЭКО. Это весьма полезное мероприятие, позволяющее бездетным семьям завести детей, к тому же имеющее для региона значение в плане улучшения демографии.

По итогам 10 мес. 2017 года план по Республике Алтай выполнен на 82%, направлено на ЭКО 177 чел. Лучшие показатели в Онгудае – 157% (11 чел.), Чое - 135% (11 чел.), в Горно-Алтайске – 105% (79 чел.). Низкие показатели: в Усть-Коксинском – 19% (3 чел.), Шебалинском – 23% (3 чел.), Турочакском – 39% (5 чел.). В результате проведенных ЭКО в 2017 году появились уже 16 новых детей (город - 14, районы - 2).

 

Одним из положительных моментов в ранней диагностике острых состояний в РА, является внедрение Кардиомониторинга. Сегодня на ФАПах уже закуплены и функционируют 69 Кардиометров. Уже начиная с фельдшерских пунктов больным снимается ЭКГ и передается по модемной связи в Райбольницы, где эти данные принимаются специалистами на планшеты, при необходимости отправляются в Кардиопульт работающий на базе отделения функциональной диагностики при Ресбольнице. Здесь ЭКГ детально обрабатываются и проводится информирование уже о результатах в районы, уже с конкретными рекомендациями по ведению больных, вплоть до проведения тромболизиса на местах. Это существенная помощь, позволяющая сократить время для принятия решений по ведению в частности больных с острым инфарктом миокарда, а своевременность проведения лечебных мероприятий позволяет нередко сохранять жизнь больным.

Лекарственное обеспечение

Обеспечение лекарственными препаратами в рамках программ льготного лекарственного обеспечения по состоянию на 01.10.2017г.:

- Реализация программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами в Республике Алтай граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в виде лекарственного обеспечения – в программе 6537 человек.

Предусмотрено денежных средств 81,7 млн. рублей, что на 5,9% меньше чем в 2016г.

Обслужено 69077 рецептов на сумму 51,15 млн. рублей.

Средняя стоимость рецепта на 01.10.2017 г. составила 740,44 рублей, что ниже, чем в 2016 году на 1,94 %.

 

 - Реализация программы высокозатратных нозологий - в программе 112 человек.

Обслужено рецептов 808 рецептов на сумму 23,74 млн. рублей.

Средняя стоимость рецепта составила 29375,84 рублей (меньше на 5,45 % чем в 2016г.).

 

- Реализация программы обеспечения граждан льготных категорий за счет средств бюджета Республики Алтай - в программе 13301 человек.

Предусмотрено денежных средств 61,4 млн. рублей, что  на 62,4% больше чем в 2016 г.

Обслужено 30147 рецептов на сумму 35,90 млн. рублей, в том числе обеспечено лекарственными препаратами 10 пациентов (6 детей), страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, им выписано и отпущено 57 рецептов на сумму 6,95 млн. рублей.

Средняя стоимость рецепта составила 1190,6 рублей (на 35,4 % больше чем в  2016г.)

 

В настоящее время работа ведомства ориентирована на исполнение майских Указов Президента РФ 2012 года:

«О мероприятиях по реализации социальной политики» от 7 мая 2012 года № 597.

«О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» от 7 мая 2012 года № 598.

«О мерах по демографической политики Российской Федерации» от 7 мая 2012 года № 606.

Новые объекты

На сегодня Республика Алтай сделано очень немало для улучшения материально-технической базы, особенно сельского здравоохранения  и есть все возможности для получения положительного результата нашей деятельности.

На 80% в районах построены новые, оснащенные новым медицинским и прочим оборудованием больницы. Из числа последних можно назвать ввод в эксплуатацию корпусов Чемальской больницы (2016), новый корпус Детского подразделения Ресбольницы (2016), новая поликлиника в Усть-Кане (2015), поликлинического корпуса Турочакской больницы (2014), новый терапевтический корпус Майминской больницы (2014).

Построена новая УБ в с. Балыкча, капитально отремонтированы УБ Джазатор, УБ Барагаш, УБ Иня. Ведется плановая работа по приведению в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями ФАПов.

В то же время в системе здравоохранения Республики Алтай есть существенные проблемы, без преодоления которых сложно двигаться вперед.

 

Основные проблемы:

Кадры:

Квалификация специалистов - не смотря на достаточно высокий уровень обеспечения врачами, сегодня имеется явное отставание в уровне их профессиональной подготовки. Практика выездных циклов повышения квалификации специалистов сегодня зачастую не соответствует по качеству тем формам обучения, которые практиковались ранее — очно, на базах ведущих клиник, ГИДУВов и ФУВов. Особенно это сказывается на квалификации молодых специалистов.

Постдипломное образование

С 2018 года на базе Горно-Алтайского медколледжа будет организована работа Медицинского института постдипломного образования Республики Алтай (МИПОРА). На базе этого заведения будет проводиться планомерная работа по постдипломному образованию врачей, ориентированная на достижение целевых показателей системы здравоохранения. Подбор преподавателей будет проводиться в соответствии с заданиями главных специалистов МЗ РА.

Интеллектуальные технологии МИПОРА должны обеспечить прорыв в современных образовательных технологиях, а также интегрироваться в Медицинскую информационную систему региона для дистанционной экспертизы. МИПОРА создаст веб-студию, обеспечит привлечение ведущих экспертов для выборочной экспертизы оцифрованной медицинской информации на облачном сервисе медицинских данных (рентгенограммы, УЗ-сканы, лабораторные данные и др.). Результаты экспертиз, диагностические ошибки лягут в качестве клинических примеров в основу обучения на циклах повышения квалификации.

МИПОРА будет проводить НИР, направленные на оптимизацию системы здравоохранения РА, внедрение передовых организационных, диагностических и лечебных технологий.

 

- Этика и деонтология — до 90% наших проблем по обращениям с жалобами пациентов кроются именно в области элементарных этических и деонтологических норм. Многие наши коллеги совершенно забыли о незыблемых правилах общения с больными и коллегами. Нам необходимо совместными усилиями администраторов, главных специалистов, Ассоциации врачей РА обозначить значимость этого раздела и безжалостно наказывать нарушителей. Необходимо заставить каждого изучить этический кодекс врача РФ. На каждой специализации врачей и средних м/р в обязательном порядке должны читаться лекции на тему медицинской этики и деонтологии.

- Аттестация на квалификационные категории должна в полной мере отражать реальные профессиональные возможности врачей. Сегодня это зачастую не так и аттестация носит формальный характер.

Организация работы поликлиник

Необходимо убрать очереди в поликлиниках:

- Главным врачам — необходимо постоянно курировать работу электронной регистратуры и ведение ЭМК больных.

- Электронная запись сегодня должна вестись по всем врачебным специальностям. Весь прием должен идти через ЭР.

- Широко использовать предварительную запись по телефону (через ЭР).

- Не должно быть нескольких талонов пациентам на одно время!!!

- Постоянный контроль за расписанием приема больных (кто-то конкретный из замов). В случае отсутствия врача — незамедлительной его замены (не должно быть отказов).

- К регистраторам — повысить требования как по квалификации, так и по этике!!!

- Необходимо максимально пропагандировать то, что плановый прием — это прием не на сегодня. Сегодня — это прием тех, кто записался заранее и экстренные больные. Необходимо убрать поток больных идущих самоходом!!!

Диспансеризация взрослая

С 2013 года в РФ стартовала программа Всеобщей диспансеризации взрослого населения. На 31 декабря 2016 года охват диспансеризацией по республике составил 99% от плана (2015 год - 101%). Прошли первый этап 34 513 чел. (план 34 585). Направлено на II этап диспансеризации 7047 человек (20%).

По данным отчетной формы № 131 в 75% случаях выявлены заболевания, в 19% случаев заболевания выявлены впервые в жизни:

- артериальная гипертония - 5038 (в т.ч. впервые - 469 человека),

- стенокардия 1143 (в т.ч. впервые - 194 человека),

- новообразования 92 (в т.ч. впервые - 31 человек),

- сахарный диабет 403 (в т.ч. впервые - 40 человека),

- глаукома 32 (в т.ч. впервые - 12) человек.

 

В соответствии с приказом МЗ РФ от 3 февраля 2015 года № 36ан основными критериями эффективности диспансеризации являются:

1. Охват диспансеризацией взрослого - ежегодно не менее 23%. Показатель по РА в 2016 году – 23,1%.

2. Охват индивидуальным углубленным профилактическим консультированием граждан с II и IIIа группой состояния здоровья, а также с IIIб группой здоровья и имеющих высокий сердечно-сосудистый риск – не менее 60%. Показатель по РА в 2016 году – 97%.

3. Охват групповым профилактическим консультированием граждан с II и IIIа группой состояния здоровья, а также с IIIб группой здоровья и имеющих высокий сердечно-сосудистый риск – не менее 60%. Показатель по РА в 2016 году – 88%.

 

Об обязанностях муниципалитетов

Согласно ФЗ-323 полномочия бывших муниципальных медицинских учреждений находятся полностью в ведении Минздрава РА, за муниципальными органами управления остаются определенные функции. Это обеспечение медицинских работников жильем, участками под строительство, другие социальные функции, а также участие в организации на территориях проведения профилактических и санитарных мероприятий, прививочной работы и др. В разных муниципалитетах руководство по-разному относятся к этой работе. Хотелось бы, чтобы эта работа была совместной, достаточной и эффективной.

 

О перспективах врачебного самоуправления

 

2 декабря этого года в Москве завершился Конгресс Нацмедпалаты России, организованный совместно с МЗ РФ.

Хотелось бы поздравить нашу региональную Ассоциацию врачей, которая была удостоена высшей награды НМП 2017 года в номинации «Право на защиту». Премию вручил акад. Готье. Это уже вторая высшая награда НМП за 3 последних года, полученная представителями Ассоциации врачей РА (предыдущая была вручена в 2015 году – хирургу И.В.Вострокнутову).

Прошедший съезд принял Дорожную карту на 2018 год, предусматривающую принятие новой статьи в ФЗ-323 «О соуправлении в кадровой политике НМП и МЗ РФ», которая предусматривает передачу основных функций по управлению врачебными кадрами от органов исполнительной власти на Региональные медицинские палаты. Это аккредитация, т.е. допуск к профессии, аттестация, непрерывное образование, страхование профессиональной ответственности и др. Членство в Региональных медицинских палат перестанет быть добровольным, сами Врачебные Палаты будут самостоятельными юридическими лицами, работа в них будет оплачиваться. Этот вопрос, согласно Дорожной карте, будет решен на федеральном уровне уже в 2018 году, и мы к этому должны быть готовы.

 

 

 


Возврат к списку